Хохлома - старинный русский народный промысел, зародившийся на территории нынешней Нижегородской области. Никогда не прекращая своего существования, сегодня хохломская роспись переживает новый виток популярности. Вновь стали востребованы изделия, украшенные узорами в золотых тонах, замысловатой формы, напоминающей ягоды и травы. Для Нижегородского края хохлома стала «визитной карточкой». Теперь во всей стране не найдется дома, где не было бы деревянных ложек и мисок, расписанных в этом стиле.
Мы - коренные ковернинцы и мастера хохломы - приглашаем дорогого читателя познакомиться с нашим ремеслом.
История хохломы как народного промысла
Возникновение старинного народного ремесла окружено легендами. Рассказывают, что искусный иконописец Андрей Лоскут, недовольный реформами патриарха Никона, бежал из Москвы, скрылся в заволжских лесах и принялся там не только писать иконы по-старинному, но и расписывать вещи, сделанные из дерева. Никон послал воинов схватить непокорного человека, но тот сжег себя в избе, завещав людям сохранить секреты мастерства. В память о нем горят хохломские узоры яркими красками, словно пламенем.
При всей романтичности этой легенды она не лишена оснований. Многие ученые связывают появление промысла со старообрядцами, немало которых переселилось в Заволжье в конце XVII века. Здешние леса могли дать надежное убежище от преследований властями. Среди переселенцев было немало иконописцев и мастеров книжной миниатюры, владевших кистью и знакомых с образцами растительного узора. Местные же умельцы, жившие в окружении лесов и не испытывавшие недостатка в дереве, изготавливали деревянные предметы быта. На пересечении этих двух ремесел возникло новое, впитавшее в себя черты обоих.
По другим данным, промысел возник еще до появления старообрядцев в Заволжье в селах Мурашкино, Лысково и Семеновском (ныне город Семенов). Изначально при обработке ковшей, чаш-братин и другой посуды использовался оловянный порошок, но из-за его высокой цены, эта красота была доступна только очень состоятельным заказчикам, например, церкви. Многие мастера росписи под хохлому с Нижегородчины, покинув родные места, трудились в мастерских Троице-Сергиевой лавры.
Условия способствовали развитию ремесла: окрестные леса в изобилии давали материал, а продать готовые поделки можно было на тогу в большом селе Хохлома, в честь которого промысел и получил название. По Волге торговые суда везли расписную утварь на ярмарки в Нижний Новгород, Городец и Макарьев, оттуда в Астрахань и Саратов. Через Сибирь шедевры русских умельцев доставлялись в Архангельск, где их с удовольствием скупали немцы, англичане и французы. Так было и в советскую эпоху, когда насчитывалось более 2,5 тысяч художников.
С ХХ века замысловатыми яркими завитками по черному или красному фону украшали не только кухонные и столовые принадлежности. Шкатулки, сережки, кулоны, мебель (особенно детскую) и даже велосипеды расписывали хохломским узором.
Тяжелые времена наступили в 1990-е годы, количество мастеров сократилось почти в четверо. И все же традиция была сохранена и возрождена. И сегодня на Нижегородской земле трудятся художники, радующие людей хохломским узором.
Как отличить хохломскую роспись
Любой старинный народный промысел обладает узнаваемыми признаками, которые столетиями сохраняются в среде мастеров. Не исключение - и хохлома. Особенности её легко отличимые даже для неискушенного взгляда:
- яркость, насыщенность цветов;
- особая цветовая гамма с преобладанием черного и красного (для фона), а также золотого (для рисунка), реже и не во всех видах используется зеленый, коричневый, черный, белый;
- множество мелких деталей, выполнение которых требует от художника поистине виртуозного владения кистью;
- роспись исключительно по деревянными поверхностям;
- закругленные линии, не вписывающиеся в строгие геометрические фигуры.
Технология росписи
Детали создания предметов быта и их украшения росписью, разработанные мастерами, бережно сохранялись и передавались от учителя к ученику. Секреты не утрачены и по сей день. Создание посуды, ложек и других предметов начинается с изготовления заготовок из древесины липы. «Бить баклуши» – так называлось это в народе.
Выражение превратилось в речевой оборот, обозначающий безделье. Но «бить баклуши» непросто! Деревянный брусок обрабатывают резцами, определяя форму будущую изделия.
Почему же «бить баклуши» стало означать «ничего не делать»? Вероятно, эта операция казалась умельцам слишком простой в сравнении с последующей росписью, включающим несколько этапов:
- грунтовка;
- масляное покрытие;
- лужение;
- собственно нанесение узоров.
Для грунтовки применяют глину, как правило, мелкозернистую красную, которую разводят до нужной густоты и добавляют в раствор мел в количестве 25-50% (такое красящее вещество называется вапой). Загрунтованная заготовка сохнет семь часов, прежде чем переходят к следующему этапу.
Покрытие из льняного масла или олифы накладывают в несколько слоев, просушивая каждый из них несколько часов. Процедура повторяется три-четыре раза, на это уходит не меньше суток в общей сложности. Благодаря олифе получается такой нарядный, праздничный вид. Способствует этому и следующий этап предварительной обработки – лужение алюминиевым порошком. Его аккуратно втирают в дерево при помощи кожаного тампона, так у изделий хохломы возникает эффект зеркальной блестящей поверхности.
Затем мастер приступает к нанесению рисунка. Рисунок наносится на фон тонкими кистями, позволяющими делать очень аккуратные мазки. Это искусство, которое не прощает ошибок, достаточно одного неверного движения, чтобы безнадежно испортить заготовку.
Завершенную работу оставляют для подсыхания красок на несколько часов, затем покрывают лаком. Готовый предмет закаляют в печи при температуре 160 градусов. Благодаря этой процедуре возникает блестящая пленка, делающая орнамент особенно ярким.
Какие узоры существуют
Роспись под хохлому – процесс творческий, в орнаменте раскрывается индивидуальность творца. И все же многообразие русского народного промысла мастерами принято разделять на два основных типа: фоновый и верховой.
Фоновая роспись предполагает, что сначала на поверхности делается черный или красный фон, а затем наносится рисунок золотого цвета. Эта традиция также имеет два направления: роспись Кудрина и «под фон».
В первом случае в орнаменте подчеркиваются контурные линии, а композицию составляют из стилизованных изображений плодов и цветов, окруженных причудливыми завитками.
Золотой орнамент по черному или красному цвету характерен и для другого типа, «под фон». Эта техника более сложна, и к ее освоению художники приступают уже после того, как научатся другим способам:
- аккуратными мазками обозначают контуры;
- закрашивают свободное пространство;
- поверх его тонкой кистью выполняют «приписку», так называется мелкий орнамент.
Изделия, расписанные «под фон», ценятся особенно высоко и встречаются реже, ведь не каждый художник владеет столь сложной техникой.
Более распространена посуда, шкатулки, украшения и даже детская мебель с верховой росписью. Для этого типа характерен ажурный орнамент, создаваемый очень пластичными, мягкими мазками с обязательным лужением поверхности дерева. В пределах этой техники выделяют три вида рисунка:
- «травный»;
- «под листок»;
- «пряник».
«Травный» действительно напоминает завитки травы, в причудливых изгибах которых виднеются ягоды и колоски. Этот тип считается классическим. Хохлома «под листок» иначе называется «под ягодку». Мазки более широки, а главным мотивом становятся ягоды: рябина, крыжовник, земляника, смородина. Их окружают цветы: колокольчики, ромашки, а также листья. Все эти элементы словно нанизываются на изящно изгибающийся стебелек. Эта разновидность росписи предполагает большую свободу в выборе красок. Наряду с традиционными для хохломы красным, золотым и черным, мастера включают в рисунок коричневые, белые, зеленые элементы.
Самый простой, но очень красивый прием называется «пряником». Узор выстраивается в виде ромба, круга или другой геометрической формы. Особенность этого вида хохломы - стилизованное изображение золотого солнца, расположенного в центре композиции.
Варианты рисунка безошибочно различают знатоки и ценители. Фоновая хохлома ценится выше, чем верховая, однако хохлома поражает красочностью и искусством мастеров во всех своих вариациях.
Достоинства деревянной утвари
Посуда с традиционными нижегородскими хохломскими узорами обычно воспринимаются как красочные сувениры, но есть много причин использовать их по прямому назначению:
- Экологическая чистота гарантирует безопасность для здоровья.
- Сливочное масло и мед сохраняются лучше в таких емкостях.
- Благодаря лаковому покрытию яркость цветов не теряется со временем, вещи не трескаются, не разбиваются, если их уронить.
- Соленая или кислая пища не разрушает покрытие.
- Деревянные ложки более массивны, чем металлические, ими удобнее замешивать тесто, растирать творожную пасху или масло для пряников.
- Хохломская утварь не страшится перепадов температуры, в такую тарелку можно безбоязненно налить горячий суп или положить мороженое.
Но главным достоинством остается то ощущение национальной самобытности, которое дарит хохломская роспись. Прекрасно выглядят блины и икра на Масленицу, пасхальный кулич, квашеная капуста, пироги и другие традиционные блюда русской кухни, поданные на праздничный стол в расписных тарелках и плошках, от которых так и веет духом гостеприимства. Да и повседневная трапеза становится гораздо приятнее в окружении красивых вещей.